О критичности и чтении информации
Как замечательно владеть навыками работы с информацией. Вот читаешь, например, информацию в СМИ официального лица, представляющего некоторый регион (какой именно, в данном случае значения не имеет), о том, как одиннадцатиклассники «записались» на сдачу ЕГЭ.
Сказано: базовый экзамен по математике хотят сдавать свыше 87% выпускников региона, профильный — около 70%. Отлично, легко подсчитать, что только профильный экзамен будут сдавать 100 – 87 = 13% детей, базовый и профильный — 70 – 13 = 57%, только базовый — 87 – 57 = 30%.
Не забываю проверить: 13 + 57 + 30 = 100%. Сколько интересной информации можно извлечь из простого сообщения чиновника, умея
решать задачи на проценты! Но и дело иметь с такой информацией просто приятно.
Однако. Следующие утверждения повергают меня в уныние. Как сделать уличные вазоны для цветов своими руками Утверждается, что все больше школьников сдает экзамен по
предметам естественно-научного цикла, а также больше стало желающих сдать экзамены по гуманитарным предметам. Например, на 2% выросло число желающих сдать физику. Что же это получается — по всем предметам проценты выросли? А как же сумма, которая должна равняться 100%? Наличие такого «ограничителя» указывает на то, что если где-то что-то выросло, то где-то должна быть и убыль. Тупик.
Может, общее число участников выросло. Странно, конечно, в одном случае представлять информацию в процентах, а в другом — использовать абсолютные значения. Пытаясь разобраться, нахожу информацию о том, что общее количество выпускников в этом году осталось примерно тем же, что и в прошлом. Правда, информация эта не из этого сообщения, а из данных Рособрнадзора и относится ко всей стране. Означает ли это, что количество выпускников в регионе выросло?
В общем случае, конечно, нет. Но возможно.
В общем: понять невозможно. Нужна дополнительная информация. А жаль. Не думаю, что чиновник хотел что-то скрыть или намеренно запутать. Просто не очень продуманно была представлена информация, что встречается сплошь и рядом.
К чему все мои рассуждения? К вопросу о такой характеристике мышления, как критичность. Полезная штука в жизни! Позволяет реже оказываться в дураках.